пятница, 2 сентября 2011 г.

Хроноскоп ММОRPG. Часть 2.

В мае в Японии выходит первая кросс платформенная MMORPG Final Fantasy XI. Владельцы PC и консолей впервые могут встретиться на одном сервере! Несмотря на тернистый старт, игра собрала 600 тыс. подписчиков по всему миру, из которых большая часть пришлась на западный рынок (что несказанно удивило компанию Square Enix). Восемь лет спустя FF11 остается одной из самых хардкорных MMORPG.



На просторах рунета открывается «Бойцовский клуб» - культовая игра, которая завоюет кучу наград, породит десятки клонов и сделает своих создателей миллионерами. Участвуя в поединках, основанных на принципе: «камни-ножницы-бумага», игроки развивают своего героя, собирают артефакты и участвуют в клановых разборках. Длительное время БК был одним из самых популярных развлекательных порталов рунета, в него играли многие публичные люди и суммы, которые проходили через сайт, будоражили воображение. Известно, что один из фанатов с ником Emperor вложил в игру около трех миллионов евро! Сейчас золотое время БК прошло, из-за притока казуалов проект покинули многие «старички», но жизнь внутри по-прежнему кипит и газета «Old Times» не перестает публиковать занимательные истории и сводки с фронтов.

В этом же году происходит одно из самых интересных событий в истории MMORPG –легендарная битва с драконом Kerafyrm из Everquest. Пробудить монстра на каждом сервере можно только раз, после чего он выбирается из своей гробницы и начинает сеять хаос в мире Норрат. В 2003 г. убить его было невозможно - так считали разработчики, наделив дракона 250 миллионами единиц здоровья (в сто раз больше, чем у обычных боссов). Они ошиблись. 15 ноября сильнейшие гильдии сервера Rallos Zek собрались вместе, чтобы дать Kerafyrm’у бой. Около 200 героев сражались с монстром в течение трех часов, непрерывно умирая и воскрешаясь священниками прямо на поле боя. По слухам, главный танк за это время успел погибнуть более ста раз, и так как дракон не успевал убивать персонажей быстрее, чем они воскресали, его смерть была вопросом времени. Но когда у него оставалось 26% здоровья, Kerafyrm внезапно исчез.
Как выяснилось, разработчики вручную убрали дракона, так как не хотели, чтобы игроки одержали над ним верх – это шло вразрез с написанной предысторией. Что тут началось…Форум накалился от возмущенных постов и требований дать игрокам шанс. В конце концов, Sony Online решила все-таки пойти людям на встречу и возродила дракона. 17 ноября состоялась новая попытка с участием еще большей толпы народу, и на этот раз Kerafyrm был повержен. Дата навсегда вошла в летописи Everquest, а ветераны до сих пор предаются ностальгии, и травят на форумах байки об одной из самых эпичных виртуальных битв всех времен.

В мае каким-то образом хакерам удается взломать сервера Shadowbane (одной из первых MMOG, ориентированных на массовое PvP) и захватить над ними полный контроль. Злодеи переносят на дно моря целый город, NPC и все находившиеся там игроки умирают. Городские стражники начинают нападать на мирных жителей. Повсюду появляются из ниоткуда смертельно опасные монстры, доставляя массу неудобств. Главный удар приходится по местам, которые считались безопасными – такие как нубский остров. Обилие трупов с трофеями привлекает мародеров, повсюду царят беспорядки. К счастью для жертв, разработчики быстро прикрывают хакерскую лазейку и откатывают сервер назад. Утерянные вещи возвращаются к законным владельцам.

6 мая небольшая группа разработчиков из Исландии, не имеющая за плечами ни хорошего бюджета, ни приличного опыта разработки игр, выпускает одну из лучших MMORPG десятилетия EVE Online. Игроки управляют не персонажем, а космическим кораблем, бороздя просторы огромной галактики, занимаясь торговлей, производством, исследованиями, пиратством, масштабными войнами и многими другими вещами. EVE Online становится первой настоящей песочницей со времен Ultima Online, и приносит в жанр множество уникальных идей. Например, для обучения пилота игроку не обязательно даже находиться онлайн – все умения осваиваются в реальном времени. Также все подписчики играют на одном единственном сервере, который неоднократно бьет свои же рекорды вместимости (лучший результат, зафиксированный 23 января 2011 г. - 63 170 игроков одновременно).

С момента выхода Star Wars: Galaxies в июне 2003 г. мечта фанатов была простой и понятной – стать джедаем. Вот только выполнить ее оказалось непросто. Никто, кроме разработчиков, не знал, что нужно сделать для открытия «слота силы». В результате споров и обсуждений игроки обнаружили, что обязательным условием является прокачка шести профессий до уровня «Мастер», причем в правильной последовательности. Каких? Опять же никто не знал. В конце концов, разработчики смилостивились и добавили в игру редкий артефакт Holocron, дающий подсказки. Но даже с ними потребовалась не одна неделя на раскрытие главного секрета игры.
7 ноября 2003 года становится днем рождения первого джедая SWG по имени Akinom T’sar. Кроме прокачки профессий в нужном порядке, игроку пришлось длительное время караулить редкие трофеи, развить торговые навыки, посетить кучу мест и проделать несколько других обязательных дел, полный список которых он опубликовал на форуме. Поглазеть на диковинного персонажа собрались жители всех серверов. У него был свой световой меч, который нужно было прокачивать отдельно. Но хотя сила джедая делала его в разы сильнее рядовых персонажей, он не был бессмертным. Три смерти – и владелец терял своего героя навсегда. Из-за этой особенности носители световых мечей стали объектом охоты везде и всюду, некоторые джедаи не покидали безопасных мест без армии телохранителей. До 2005 года, когда вышел скандальный патч NGE, звание джедая остается предметом большой гордости хардкорных игроков и несбыточной мечтой казуалов.

Lineage имела огромный успех у себя на родине, но так и не выбралась за пределы Азии. Создавая сиквел, NCSoft заранее планировала выход на международную арену. И когда Lineage 2 запускают США в апреле, игра быстро набирает армию поклонников. Многие элементы перекочевали во вторую часть из оригинала: развитая политическая система, упор на PvP и осады. Но вместо изометрического вида движок становится полностью трехмерным, а каждый класс получает несколько специализаций, которые можно выбрать на определенных уровнях. Например, боец может стать воином, а затем варлордом с громадным копьем. Крафт, не игравший в оригинале большой роли, становится важной частью сиквела. Несмотря на то, что Lineage 2 практически во всем превосходит старшего собрата, в одном переплюнуть его не удалось – по числу активных подписчиков. Азиаты так привыкли к первой части, что не желали менять ее на вторую. Впрочем, русские игроки оценили игру по достоинству – Lineage 2 является второй по популярности MMORPG после WoW в нашей стране. А по количеству флуда и драм с форумами «линейки» не сравнится ни один другой игровой форум.

Хотя к 2004 году выходит уже немало разных MMORPG, говорить о буме еще рано. Игроки варятся в собственном соку, в прессе лишь изредка проскакивают заметки про Everquest или Star Wars: Galaxies. Для обычных людей эти названия остаются темным лесом. Декабрь становится переломным моментом в истории жанра – именно в этом месяце выходит WoW и открывает двери в виртуальные миры для всех. Простая формула «взять наработки от старых MMOG, заменить унылый гринд тонной квестов, вылизать все элементы до блеска, чтобы народ не отвлекался на баги и хорошенько пропиарить» дает фантастический результат. Игра в рекордные сроки набирает миллион подписчиков и их количество со временем не падает, как в других проектах, а наоборот растет с каждым днем. Сотрудники Blizzard признаются, что сами не ожидали такого громкого успеха. О WoW говорят все газеты и журналы, в виртуальные миры, где еще недавно обитали только продвинутые компьютерщики, приходят школьники, бизнесмены, домохозяйки, люди всех возрастов и социальных статусов. Разработчики и издатели видят в MMORPG золотое дно, клепая онлайновые игры пачками. Но повторить успех WoW не удается никому.

В апреле выходит PvP-ориентированная MMORPG Guild Wars. Разработчики из компании ArenaNet представляют новую для жанра модель: игрокам достаточно один раз купить ключ и потом играть без ограничений, оплачивая только адд-оны. GW – единственная MMOG, где можно сразу создать героя максимального уровня и принять участие в боях на аренах. Отсутствие абонентской платы, отличная графика, интересный сюжет и тщательно выверенный баланс делают игру хитом с миллионами активных игроков.

С установкой патча 1.7 в WoW появляется подземелье Zul’Gurub. Никто и представить не мог, что один из самых красивых инстансов в игре окажется самым разрушительным. Виновницей миллионов смертей становится Corrupted Blood – болезнь, которую накладывает на игроков Hakkar. Медленно высасывая жизнь у носителя, она передается всем живым существам поблизости. Разработчики думали, что зараза не сможет выбраться за пределы подземелья, но игроки нашли лазейку. Оказалось, что классам чернокнижник и охотник достаточно убрать заразившегося питомца, затем выпустить его на свободу вне ZG, и зверушка начнет передавать болезнь всем вокруг. Так 13 сентября начинается самая масштабная эпидемия в игровой истории.
Всего за один день столицы обеих фракций превращаются в кладбища, заваленные свежими трупами и костями. Новички не понимают, что происходит, те, кто знают – стараются избегать городов и скоплений народа. Комьюнити делится на недовольных и тех, кого все происходящее веселит до слез. Разработчики долгое время не могут справиться с чумой, она настолько эффективна, что даже привлекает внимание эпидемологов. Победить эпидемию удается только через несколько дней - серией патчей и незапланированной перезагрузкой всех серверов.

Хотя SWG никогда не была самой популярной MMORPG, фанаты ценили ее за свободу, изумительный крафт, необычность и хардкорность. Чего стоило только стать джедаем! Но жадность и недальновидность руководителей может перечеркнуть труды сотни разработчиков. А в случае с SWG – поставить целый мир на грань вымирания.
В 2005 г. Sony Online, вдохновившись успехами WoW, решает увеличить количество подписчиков SWG за счет упрощения всего и вся. Первой «ласточкой» становится Combat Upgrade (CU) – увесистый патч, изменивший боевую систему, экипировку, профессии и прокачку (со скилловой на уровневую). Официальный форум переполняют возмущения игроков – никто о таких изменениях не просил, новая боевка всем кажется слишком примитивной, а мысль, что SWG станет похожей на WoW, бросает ветеранов в дрожь. В SOE не дают никаких комментариев, а просто удаляют негативные посты. Тогда игроки организовывают протест в самой игре, захламляя чаты во всех локациях спамом. SOE в ответ грозит массовыми банами.
В ноябре выходит еще один патч New Game Enhancements (NGE). Джедай в одночасье перестает быть уникальным классом, на получение которого мог уйти целый год – его превращают в обычную стартовую профессию. Ветераны воспринимают это как плевок в свою сторону, начинается самый массовый исход игроков за всю историю MMORPG. Всего за три месяца SWG теряет 200 тысяч подписчиков, еще через три напоминает город-призрак. Компания публично признает ошибки, но поезд уже ушел. Многие настолько возненавидели SOE, что поклялись никогда не притрагиваться к ее играм. Для остальных разработчиков это фиаско становится примером, почему стоит прислушиваться к мнению игроков.

4 октября 2005 года проходит крупнейшая сделка по продаже виртуальной собственности. Джон Джейкобс известный под ником Neverdie приобретает в MMORPG Entropia Universe астероид за рекордные $100 тыс. Годом ранее он пытался выкупить с аукциона в этой игре Остров Сокровищ за $25 тыс., но в последний момент проиграл торги. Так что своей покупкой Джейкоб остался очень доволен, и даже отказался от невероятного предложения на следующий день - продать астероид за $200 тыс. Вместо этого он превращает кусок камня в роскошный клуб Neverdie, который становится центром виртуальных развлечений. Посетителям предлагают пообщаться в уютных кафешках, подергаться на танцполе под музыку живых диджеев, накупить побрякушек в местных магазинах, устроить экзотическое сафари с участием самых опасных монстров в галактике и развлечься множеством другим способов. MixMag называет Neverdie «виртуальным ночным клубом номер один в мире».
Творение Джона делает его знаменитостью. У него берут интервью крупные издания, он становится героем документальных фильмов о геймерах, журнал «Stuff» включает его в список самых влиятельных людей до 30 лет. Клуб даже попал в книгу рекордов Гиннеса, как самый дорогостоящий виртуальный объект.
В 2010 году, пытаясь собрать средства на создание собственной MMORPG Rocktropia, Джон решает продать клуб по частям. Самые ценные объекты выкупает бизнесмен John Foma Kalun, а общая сумма сделки превышает $630 тыс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий